Прочитайте
вступления к текстам. Определите цели, с которыми
авторы создавали эти вступления. Есть ли совмещение целей? Отвечают ли вступления требованиям лаконичности, энергичности?
Как авторы работают с предъявлением темы, «поместилась» ли в какое-либо
из вступлений основная мысль текста? Можно
ли по вступительной части определить стилевую принадлежность текста в целом?
Определите стили. Докажите свою точку зрения.
1. Я хотел бы поговорить о сказках. Приходилось ли вам
замечать, что их герои без устали поедают друг друга? Поедание — вот стержень,
вокруг которого закручен сказочный сюжет. Давайте задумаемся на мгновение: что
случилось бы со сказками, если бы знаменитые персонажи вдруг разом потеряли бы
аппетит?
2. «Все,
о Люцилий, не наше, а чужое, только время наша собственность. Природа
предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь,
которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет... Люди
решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь,
которую нельзя возвратить обратно при всем желании». Так писал Сенека в самом
начале нашей эры, в 50-м году от Рождества Христова.
3.
Фарадей был одним из героев моего детства. Я прочел книжку о том, как он
мальчиком работал подмастерьем и по ночам сидел над растрепанными томами,
которые приносили переплетать заказчики. Жизнь его начиналась трудно и далеко
от славы и науки. Она не требовала для подражания ничего, кроме увлеченности и
бедности. Я тоже хотел стать великим ученым. Тем более что у Фарадея все
выглядело как нельзя более просто. Лишь потом я начал кое-что понимать в жизни
этого человека, с виду весьма монотонной.
4.Достоевский
загадочно обронил однажды: «Мир спасет красота». Что это? Мне долго казалось —
просто фраза. Как бы это возможно? Когда в кровожадной истории, кого и от чего
спасала красота? Облагораживала, возвышала — да, но кого спасала?
5. От
будущего обычно ждут или очень много хорошего, или очень много плохого, или
наступления рая на земле, или конца света. Конец света кажется, конечно, более
реальной перспективой, — не тот, что свалится на нас сам по себе откуда-то
извне, будь то космическая катастрофа или второе пришествие, а тот, что
постепенно подготавливается нашими усилиями.
6. Одно
из самых очаровательных воспоминаний детства — это наслаждение, которое я
испытывал, когда наша учительница читала вслух на уроке «Капитанскую дочку».
Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их
сквозь всю жизнь.
1 текст. Цель: заставить рассуждать о необходимости поедать друг друга в сказках. Стиль: публицистический. В нем много риторических вопросов, что помогает автору привлечь внимание к обсуждаемой проблеме
ОтветитьУдалить2 текст. Цель: заставить рассуждать о том, что чужое время - невозвратимая ценность. Стиль: публицистический. В нем много обращений, вводных слов, приведена цитата. Все это помогает автору привлечь внимание к обсуждаемой проблеме
3 текст. Цель: заинтересовать биографией Фарадея. Стиль: художественный. Повествование от первого лица. Создание образа Фарадея через повествование.
4 текст. Цель: привлечь внимание к фразе «Мир спасет красота» и заставить рассуждать на эту тему. Стиль: публицистический. В нем приведена цитата, много риторических вопросов, приведены противоречия. Все это помогает автору привлечь внимание к обсуждаемой проблеме
5 текст. Цель: заставить рассуждать о будущем, о том, какую роль мы играем в нем. Стиль: публицистический. Ряды однородных членов, повторы слов и союзов, вводные слова, экспрессивная лексика помогают автору привлечь внимание к обсуждаемой проблеме
6 текст. Цель: обратиться к воспоминаниям о счастливом детстве. Стиль: художественный. Повествование от первого лица, наличие эпитетов, образа учительницы.
Совмещение целей я вижу в побуждении рассуждать на заданную тему. Мне кажется, что все вступления довольно лаконичны, но энергичными я считаю вступления к 1,4 и 6 текстам. Энергетика содержится в большом количестве риторических вопросов (текст 1 и 4).
По вступлению довольно трудно определить стилевую принадлежность 4 и 6 текстов. Мне кажется, что основную мысль текста можно определить во 2 и 3 текстах